ПОЛОЦКО - ВИТЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статистические сведения о духовенстве и приходах (1861 - 1990)

 

Поиск

Искомое.ru
 

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ архиепископа НИКОЛАЯ (ПОКРОВСКОГО)

 

Николай Владимирович Покровский родился 2.04.1851 в семье священника Владимира Петровича Покровского, служившего в Богоявленской церкви с.Глебовское Суздальского уезда Владимирской губернии (впоследствии служил в Крестовоздвиженской церкви г.Шуя).
1868 – окончил Владимирское духовное училище;
1872 - окончил Владимирскую духовную семинарию со степенью кандидата по кафедре гомилетики;
12.09.1872 – 5.09.1874 - учитель русского языка и приготовительного класса Шуйского духовного училища;
1874 - 1878 – учеба в Казанской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата;
1878 - 1882 – преподаватель в Самарской духовной семинарии по кафедре гомилетики, инспектор классов, член распорядительного собрания семинарского правления, преподаватель русского языка в Самарском епархиальном женском училище;
1882 - 1883 – смотритель Веневского духовного училища;
с 2.10.1883 - преподаватель гомилетики во Владимирской духовной семинарии;
4.03.1884 – рукоположен в сан священника с оставлением в должности преподавателя Владимирской духовной семинарии;
с 1884 - священник во Владимирском Успенском монастыре;
с 4.08.1884 – распорядитель народных чтений и собеседований во Владимире при Братстве св.Александра Невского;
с 1.10.1885 - преподаватель учения о православном богослужении при школе церковного пения братства св.Александра Невского;
10.03.1887 - награжден Святейшим Синодом скуфьей за отлично-усердное при честном поведении прохождение должностей;
1888 - аттестован епархиальным архиереем: «Способен и надежен»;
27.03.1902 – 30.01.1906 – настоятель церкви св. мученицы Татианы в Санкт-Петербурге и законоучитель в Ларинской гимназии (6-я линия Васильевского острова, 15);
30.01.1906 - март 1909 - настоятель церкви святой великомученицы Екатерины на Васильевском острове, член Духовной консистории;
16.06.1919 - рукоположен во епископа Вятского и Глазовского, назначен правящим архиереем Тобольской епархии;
1921 - арестован в Тобольске после контрреволюционного восстания и приговорен к расстрелу, но помилован, впоследствии - архиепископ Симбирский;
1925 - 1928 – находясь в ссылке в Псковской губернии, управлял приходами патриаршей церкви в Псковской епархии;
1925 – отказался участвовать в работе съезда обновленческого духовенства Псковской епархии;
1927 - уволен на покой;
1929 - служил в Иваново-Вознесенской епархии;
1.04.1929 – 1932 - управляющий Полоцко-Витебской епархией, ему было разрешено служить только в Покровской церкви г.Витебска. Возглавил работу по массовому открытию приходов патриаршей церкви: только весной 1929 с патриаршей церковью воссоединилось 14 приходов, ранее пребывавших в обновленчестве, всего в 1929 - 1930 число таких приходов в Полоцко-Витебской епархии достигло 115;
1931 - участвовал в заседаниях Синода при Патриаршем Местоблюстителе;
май 1931 - посетил г.Старая Русса для приведения в порядок дел местного епархиального управления;
10.03.1932 – после начала новой кампании по закрытию церквей  большая часть закрытых сельских церквей была просто разгромлена, запасные Святые Дары часто разбрасывались по полу и попирались ногами, антиминсы раздирались в клочки, сосуды, утварь, облачения часто расхищались, а книги и иконы уничтожались на месте. Священство закрытых церквей находилось в тюрьмах, ссылках, на принудительных работах, некоторые бежали, никто не принимал священный сан – три года прошло без хиротоний. Из письма архиепископа Николая (Покровского), написанного в г.Витебске 18.01.1931: «У меня остается всего 6 приходов на всей территории. В городе я остался при одном больном священнике. Все приходы свободны и назначены к закрытию. Милостью Божией здоров. Левый глаз после операции ослеп, правый работает плохо. С большим трудом читаю и пишу. Никуда не собираюсь, хочу умирать здесь. Место для могилы облюбовал напротив окна своей комнаты, через дорогу. По праздникам служу с помощью случайного диакона. Трудно, устал до изнеможения. Благодарю Бога за все». В 1932 так описывал состояние дел в Полоцко-Витебской епархии: «Непосредственно слышишь вопли, плач христиан о гонении на религию; видишь слезы плачущих земляков, родных, близких и своих духовных детей. Слаб и беден мой язык изобразить настоящее бедственное положение христианской религии. Просвета не видно, ни облегчения, ни утешения, ни улучшения и в недалеком будущем»;
23.03.1932 - взята подписка о невыезде из г.Витебска и предъявлено обвинение в том, что:
«а) он являлся руководителем контрреволюционной группы «тихоновской» церкви; б)  вдохновлял и руководил массовыми волнениями населения в 1930 г. в Лиозненском, Сиротинском и Бешенковичском районах; в) вел беседы о том, что духовенство в СССР находится в угнетении и призывал обращаться за помощью к иностранным государствам». По пунктам «б» и «в» архиепископ Николай частично признал себя виновным, обозначив свою деятельность в открытии церквей и свидетельствуя о бедственном положении духовенства. На допросах в ГПУ архиепископ Николай заступался за подчиненное ему духовенство, часто опускавшее его имя во время богослужения, и просил не считать этот поступок контрреволюционным, каковым он был по мнению следователя;
14.07.1932 - постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ было принято решение лишить права проживания в 12-ти пунктах и Уральской области с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года;
21.10.1932 - данное постановление отменено, было разрешено проживать по всей территории СССР;
1932 - как архиерей Полоцко-Витебской епархии, участвовал в сессии Временного Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя;
16.02.1933 - назначен в Удмуртию, архиепископом Ижевским и Воткинским, хотя предполагал служить в Полоцко-Витебской епархии до своей смерти, выбрал в г.Витебске место для своей могилы, приготовил для себя гроб и намогильный крест;
12.03.1933 - прибыл в г.Ижевск, жил в чрезвычайно стесненных условиях, заболел малярией, в г.Ижевске невозможно было обеспечить питание соответствующее его возрасту и заболеваниям: он не видел даже маленького кусочка белого хлеба - только черный, очень часто черствый хлеб, картофель, изредка молоко были его обычной пищей, из-за экономии дров, здесь особенно дорогих - по нескольку дней, сухоядение. Болезнь мучила постоянно, особенно при ходьбе, продолжительном стоянии за богослужениями и в очередях. Служил в Ильинской единоверческой церкви г.Ижевска, в которой служба была «длинная, скучная, утомительная. Женское чтение тихое, невнятное, монотонное, невыразительное, в глубине клироса, плотной стеной отделённого; пение гнусавое, при народе тягучее; выполнение устава до единой буквы строгое, неизменно затягивает богослужение воскресное и праздничное часто на 4-4½ часа. После всенощной, до ночлега, едва плетусь один, всегда без проводника; часто дороги не вижу, падаю; на пути блуждаю; всегда усталый где-нибудь на бревнах, на завалинках отдыхаю». Настоятель церкви и председатель приходского совета не стали заботиться поиском подходящего жилища для престарелого архиерея, чтобы, как считал владыка Николай, «…всегда иметь меня в виду и держать в своих руках … втиснули меня на улицу Бедноты, в хибарку единоверческой просфорни на совместное жительство с ней и с ея племянницей, 20-летней девицей».Он был вынужден жить в этой хибарке с двумя маленькими окошками без форточек, причем зимние рамы никогда не вынимались. Высота потолка лишь ненамного превышала его рост. Площадь пола – 5 на 5 шагов. В комнате также находились деревянная переборка, кровать, ящик с принадлежностями для погребения владыки, шкаф, стол, стул, сундук, хозяйский комод и в два квадратных метра кирпичный подполок. Внутри помещения была страшная духота, особенно, когда пеклись просфоры. Помолиться утром и прочитать правило перед причащением он выходил на открытый маленький дворик, на виду у массы рабочих, живших позади двора в двух каменных, четырёхэтажных корпусах. В этом же помещении архиепископу Николаю приходилась принимать мирян на исповедь и священников с разных приходов, рассказывавших о притеснениях от местных сельсоветов. В г.Ижевске на архиепископа Николая написали жалобу в Синод, поскольку он тяжело переживал многочисленные вопиющие небрежности и неправильности в совершении богослужения духовенством Ильинской церкви и, по его словам, «никогда, нигде не был спокойным зрителем недостатков, замеченных в церкви при богослужении, среди членов причта, а всегда стремился к порядку». В свое оправдание в июне 1933 он писал: «56 лет прослуживши верой и правдой Церкви Христовой, 42 года проработав в средней школе духовной и светской, мужской и женской, провинциальной и столичной; пробывши членом консистории в Петрограде при Митрополитах: Антонии, Владимире, Питириме и Вениамине, я научился вежливости, деликатности в обращении, корректности в своих отношениях… Свои указания, замечания, предложения причту… я всегда делал в алтаре, без присутствия кого-либо из мирян, тихо, спокойно, без раздражения. На них священник и диаконы, кроме протодиакона, проявляли часто непослушание или отвечали грубостию …».
Такие нестроения окончательно подорвали силы архиепископа Николая: в июле 1933 он жаловался на общую слабость, 9.07.1933 не смог дослужить Литургию. 15.07.1933 врач нашел у него брюшной тиф и поместил в Ижевскую городскую больницу, где архиепископ Николай скончался в 12 часов ночи на 18.07.1933.
19.07.1933 - погребен на Успенском кладбище г.Ижевска.

12.09.1989 - реабилитирован прокуратурой Витебской области.

 

Священник Владимир Горидовец

 

Использованные источники и литература

Архивная справка №6/8-14 от 06.02.2007 Государственного архива Ивановской области.
Архивная справка Управления ЗАГС Администрации г.Ижевска от 12.07.2005.
Архивная справка №Г-75 от 19.07.2005 УФСБ РФ по Удмуртской Республике.
Архивная справка №08т-196 от 29.06.2005 ЦГА Удмуртской Республики.
Архив УКГБ РБ по Витебской области, д.15759-П.
Личный архив священника Александра Малых (г.Ижевск).
РГИА. Фонд 796. – Оп. 438. – Д. 1801.

 

Статистика по годам

- Сведения из Памятных книжек Витебской губернии (1861 - 1914)

- Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917 – 1990)

- Витебский мартиролог (1918 - 1952)

 

Подвиг веры

- Житие священномученика НИКОЛАЯ ОКОЛОВИЧА

- Житие святого исповедника веры ВЛАДИМИРА ЕЛЕНЕВСКОГО

- См. еще

Справочная литература, изданная до 1917 года

Читать далее