ПОЛОЦКО - ВИТЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статистические сведения о духовенстве и приходах (1861 - 1990)

 

Поиск

Искомое.ru
 

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ священномученика КОНСТАНТИНА ЖДАНОВА, пресвитера Шарковщинского

священномученик КОНСТАНТИН ЖДАНОВ, пресвитер Шарковщинский

Константин Дмитриевич Жданов родился 22 марта 1875 года в местечке Шарковщина Дисненского уезда Виленской губернии (ныне г.п. Шарковщина Витебской области) в большой священнической семье, насчитывавшей восемь детей. Юношеские годы Константина Жданова проходили в местечке Шарковщина, где жили его родители. В 1892 году он поступает в Литовскую Духовную семинарию. Однако, в 1894 году он вынужден оставить учёбу и начать работать, чтобы помочь отцу содержать семью после смерти матери, матушки Софии. В 1895 году Константин Жданов устроился работать на Полесской железной дороге, которую оставляет в 1898 году и до апреля 1900 года состоит на службе в Полтавском отделении Государственного банка. В 1900 году он женился на Анне Степановне, дочери служащего, которая стала для него родственной душой и помощницей во всех трудностях. В этом же году его возвели в сан диакона, определив к церкви в деревне Юдищено (входившей в состав Дисненского уезда). После смерти отца, диакон Константин попросил благословение перевестись на его место в Старо-Шарковщину, чтобы иметь лучшую возможность позаботиться о своих осиротевших братьях и сёстрах. 1 апреля 1900 года согласно прошению, резолюцией Преосвященнейшего Архиепископа Литовского и Виленского Ювеналия (Половцева) его назначили священником к Старо-Шарковской Свято-Успенской церкви. 30 апреля 1900 года в Ковенском Петро-Павловском соборе он был рукоположен во священники. В 1902 году у отца Константина родился сын Георгий. Но вскоре после рождения сына в 1904 году умерла матушка Анна Степановна в возрасте 27 лет. На руках отца Константина остались, кроме осиротевшего двухлетнего сына Георгия, ещё не достигшие совершеннолетия родные брат Ювеналий и сёстры Любовь и Мария. К нелёгким пастырским трудам добавились дополнительные семейные заботы. После смерти матушки Анны за хозяйством стала смотреть их прежняя домоправительница Шабловская Мария Леонтьевна, которая проживала в их семье ещё при отце Дмитрии Владимировиче Жданове. По её словам, Ждановы были скромными, красивыми душой и лицом людьми. Отец Константин Жданов был талантливым проповедником и прихожане, стараясь не пропустить ни одного слова, с большим вниманием слушали его поучения. Он очень любил детей, и особое внимание проявлял к сиротам, помогал всем обездоленным и убогим, и за исполнение треб не только не брал с них никакой платы, но и сам старался снабдить их всем необходимым. Отец Константин никогда не отказывал просящим у него и при первой возможности помогал нуждающимся. Имеются документальные свидетельства, что для детей сирот отец Константин устроил два приюта, и это богоугодное дело приносило ему утешение.

В 1901 году в Старо-Шарковщине возникла необходимость в строительстве нового храма, который нужно было построить на месте старого, пришедшего в ветхость (действовавшего с 1639 года). За дело принялся только что вступивший на настоятельское поприще двадцатишестилетний священник отец Константин Жданов. В этом же году он вместе с прихожанами Свято-Успенского прихода обратился к правящему архиерею с прошением об отпуске денег на постройку новой церкви. Возвести храм за счёт приходских средств, не представилось возможным. Только в 1906 году епархиальный архиерей благословил образование строительного комитета для постройки новой церкви под председательством священника Старо-Шарковской церкви Константина Жданова. 3 июля 1908 года произошла закладка нового Свято-Успенского храма. После разборки старой церкви (с апреля 1908 года) и до времени освящения новой (13 ноября 1912 года) богослужения совершались в доме священника. Отец Константин собирал пожертвования на постройку церкви и среди своих знакомых заводских рабочих и прихожан, которые находились на заработках в городе. Для сбора средств на иконостас священник специально выезжал в Москву, где посещал дома купцов и других состоятельных людей. Собранных таким образом средств оказалось достаточно, чтобы устроить великолепный с золочёной отделкой иконостас, который находится в храме и поныне. Помимо денежных средств, необходимых для возведения нового храма, из Москвы отец Константин привёз много разных вещей из церковной утвари и ризницы. Пожертвованы были московскими купцами несколько икон, а также в Москве изготовили кипарисный престол и жертвенник на деньги благотворителей. Следует отметить, что отец Константин кроме строительства новой церкви не забывал и о пастырских обязанностях.

В 1904 году его назначили законоучителем Ждановского народного училища, а в ноябре 1908 года он стал законоучителем Сосновского и Григоровщинского народных училищ. В том же году за усердную службу его наградили набедренником, а 14 марта 1912 года за пастырские труды - скуфьёй. 13 ноября 1912 года произошло освящение Свято-Успенского храма в местечке Шарковщина. В память об этом радостном событии в храме до нынешнего времени хранится икона святого царя Константина. Она имеет особую дарственную надпись следующего содержания: «Сия икона сооружена нами, прихожанами Старо-Шарковщинской церкви, в благодарное и молитвенное воспоминание нам и нашим потомкам о нашем настоятеле – священнике отце Константине Дмитриевиче Жданове, соорудившим нам сей храм своими заботами и трудами на пожертвования благотворителей, главным образом Московских. Сооружена икона в 1912 году ко дню освящения храма». 6 мая 1914 года за свои пастырские труды отец Константин Жданов был награждён камилавкою, а за преподавательскую деятельность - медалью в память 25-летия церковно-приходских школ.

Не надо забывать, что пастырское служение отца Константина Жданова проходило в самые сложные и переломные годы для нашей Родины. Можно только догадываться, какую силу духа и мужества нужно было иметь, чтобы выстоять в этих сложнейших жизненных обстоятельствах и сохранить крепкую веру. Одним из таких ужасных испытаний была первая мировая война. Местечко Шарковщина оказалось недалеко от линии фронта. В это страшное время случилось радостное событие на приходе отца Константина: 29 августа 1916 года его впервые посетил Виленский архиепископ Тихон (Белавин), будущий патриарх. Об этом есть упоминание в рапорте священника Константина Жданова. В этом же году отец Константин Жданов был утверждён Высокопреосвященнейшим Тихоном (Белавиным) заведующим эвакуированного в Шарковщину второклассного Березвечского женского училища. В следующем году ход истории Российского государства кардинально изменился: могучая империя рухнула. Настали суровые испытания для Русской Православной Церкви. Но отец Константин Жданов не покинул прихода, и все тяжелейшие времена пребывал со своей паствой.

А времена настали воистину апокалиптические: «Железной рукой загоним человечество к счастью!» - гласил революционный плакат 1918 года. К этому году партийные комитеты уже почувствовали себя абсолютной властью и зачастую становились той «железной рукой», которая не только руководила деятельностью местных Советов, но и грубо вмешивалась в деятельность армейских и силовых структур. Наиболее острым в комплексе проблем, связанных с революционным насилием, является вопрос о терроре. Причины его введения обосновывались необходимостью защиты завоеваний революции. 31 января 1918 года советское правительство предписало «принять меры к увеличению числа мест заключения», а немного позже было признано необходимым «обезопасить советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях». Для этого не требовалось судебного разбирательства – достаточно было административного решения. С введением массового террора опасность оказаться под подозрением многократно возрастала. В силу вступали немыслимые критерии отбора – например, «непролетарский» внешний вид. В этой атмосфере менялось и само понимание законности.

Аресты только по подозрению в сочувствии контрреволюции, расстрелы заложников производились с глубочайшей уверенностью в своей «классовой» правоте, с верой в то, что иначе нельзя принести людям счастье. Особенно опасными и тяжелыми по своим последствиям были террористические акции по отношению к целым социальным группам – в частности, к духовенству, оказавшемуся беззащитным перед «военно-коммунистическими» методами руководства жизнью страны.

Когда в конце ноября 1918 года Дисненский уезд покинули немецкие войска, то уже в начале декабря того же года был создан уездный комитет Российской коммунистической партии (большевиков), который сразу же установил связь с Витебским губернским комитетом РКП(б), хотя и находился на территории Виленской губернии. Перед партийными организациями ставилась задача установления советской власти на освобожденной территории. В январе 1919 года была образована Белорусская ССР и территория уезда вошла в состав Минской губернии, а уездная партийная организация была переименована в Дисненский уездный комитет коммунистической партии (большевиков) Белоруссии. В феврале 1919 года была создана Литовско-Белорусская республика. Это диктовалось необходимостью объединения сил в приграничных районах в условиях угрозы интервенции и усиления внутренней контрреволюции. Параллельно с введением нового административно-территориального деления шел процесс создания коммунистической партии Литвы и Белоруссии, что и произошло в марте 1919 года, после чего был создан Дисненский уездный комитет коммунистической партии (большевиков) Литвы и Белоруссии, который существовал до сентября 1924 года, пережив на 5 лет породившую его Литовско-Белорусскую республику.

В хаосе административно-политических преобразований основным направлением деятельности Дисненского уездного комитета КП(б) стала организация боевых дружин из числа коммунистов для выполнения задач по обороне страны. Но уже с 26 мая 1919 года деятельность уездного комитета партии была приостановлена в связи с оккупацией территории Дисненского уезда польскими войсками, члены партии ушли в подполье. В июне 1919 года территория уезда была вновь занята Красной Армией. Одной из основных задач установившейся власти была организация наказания всем оказывавшим добровольное содействие польским военным и гражданским властям.

Как следует из протокола заседания Язненской коммунистической ячейки от 9 марта 1919 года, Дисненская коммунистическая партия [так в тексте документа] 7 марта того же года издала распоряжение №78, согласно которого «…все лица, замеченные в контрреволюционных выступлениях и контрреволюционной агитации, немедленно арестовываются и препровождаются в г.Дисну с соответствующими протоколами». Волостные партийные ячейки дисциплинированно исполняли это распоряжение. Местная исполнительная власть строго следовала духу партийных решений: 1 апреля 1919 года Дисненский уездный исполком [бывший революционный комитет] принял решение о «раскрытии мощей в уезде», для чего была создана особая комиссия в составе врача, местного священника, представителей исполкома и прихожан.

В этом угаре борьбы с контрреволюцией и религией привлек к себе внимание членов местной коммунистической ячейки священник Константин Жданов - неустанный проповедник вечной истины, несший на протяжении девятнадцати лет своё пастырское служение в Свято-Успенском приходе м.Шарковщина. В мае 1919 года отца Константина арестовали. По воспоминаниям очевидцев, он, возвращаясь домой с требоисполнения, был схвачен и доставлен для вынесения приговора в г.Дисну (50 километров от Шарковщины). После ареста священника прихожане старались спасти его, просили отпустить, предлагали выкуп. Среди жителей Шарковщины начался сбор подписей с просьбой освободить отца Константина. Даже шарковщинские евреи собирали деньги ради спасения уважаемого в народе батюшки. Вместе с отцом Константином под арестом содержался и священник Язненской церкви Михаил Синявский, который впоследствии чудом остался в живых. Он свидетельствует: «Ночью, поиздевавшись над заключёнными, их предали смерти. Среди обречённых на казнь был и отец Константин Жданов. Женщин, которые были вместе с ними, конвоиры расстреляли около Дисны, а священников повели дальше, кустами. Все трое конвоиров были пьяными: Фома Ботвиненок, Александр Липский и Михаил Ваштай. Я предложил отцу Константину бежать, но он на это предложение ответил: «Я никому ничего плохого не сделал. Что Бог пошлёт, то и буду терпеть». После этого священник Михаил Синявский спрятался в кустах, а отца Константина конвоиры заставили выкопать себе могилу и затем бросили его туда. Священник, встав на ноги, из могилы начал уговаривать конвоиров не совершать грех смертоубийства. В ответ на уговоры священника конвоиры стали бить его лопатой по голове, по рукам, отсекли ухо, рвали на голове волосы. Потом убийцы спросили, имеет ли он последнее желание перед смертью. Отец Константин попросил разрешения помолиться. Ему позволили. После молитвы конвоиры оглушили отца Константина и упавшего на дно ямы священника забросали землёй. Прихожане не сразу узнали о смерти священника и все еще собирали подписи под новой петицией в его защиту. Мария Шабловская, которая была домохозяйкой у отца Константина, вскоре повезла прошение в г.Дисну и там узнала о случившейся трагедии. Тогда трое верующих – Мария, Иван (отец нынешнего казначея церкви в г. Дисне Любови Атрахимович) и Григорий Вишневский (отец дисненского прихожанина Геннадия Вишневского) извлекли из могилы тело священника. Оказалось, что отец Константин сразу не умер: когда его ранили, оглушили и забросали землёй, то он пришел в сознание и пытался выбраться из могилы - это было видно по положению тела. До поверхности оставалось совсем мало, однако не хватило сил и воздуха.

15 июня 1919 года на общем собрании коммунистов Литвы и Белоруссии, созванного по инициативе Виленского губвоенкома выяснилось, что «… во время подхода к Дисне [польских] легионеров местной организацией были мобилизованы коммунисты и создан отряд, который перешел в распоряжение военных властей … потом этот отряд отзывают гражданские власти … дисненские «коммунисты» выносят постановление, чтобы отозвать с фронта коммунистов, а красноармейцев оставить. … После ареста членов исполкома выяснилось много делишек: без всяких приговоров расстреливали многих … только по личным счетам. Расстреливали попов, контрреволюционеров … с заложников брали взятки и освобождали их … Взяли человека и ведут расстреливать, он дает 15 000 рублей и его освобождают … В Дисне ответственные работники не на высоте. У них нашли и самогонку, и мануфактуру, и все, чем старались запастись и обеспечить себя … Любимые слова: «бандиты» и «стрельнуть» с языка диктатора [уезда] не сходили … Не все расстрелы санкционировались [партией] … Довели население до отчаяния». Но расстрел девяти человек партией был санкционирован. Было принято решение избрать новых членов в состав уездного исполнительного комитета.

24 июня 1919 года состоялось общее собрание членов Дисненской организации коммунистической партии Литвы и Белоруссии, на котором обсуждался вопрос о вскрытии могилы семи человек, расстрелянных бывшим Дисненским исполкомом. Следственная комиссия выдала тела погибших их родственникам без разрешения парткома и ревкома. Было решено: «Категорически протестуя против необдуманной выдачи тел расстрелянных без предварительного обсуждения этого вопроса в Партии и Ревкоме, предлагается, во избежание возможности вредной агитации среди населения, принять самые энергичные меры к тому, чтобы при погребении выданных следственной комиссией тел не наблюдались никакие демонстрации, процессии и т.д. Следить за тем, чтобы не было никаких эксцессов».

Тем не менее тело священника Константина Жданова с почестями было погребено под алтарём Свято-Одигитриевского кладбищенского храма г.Дисны, где пребывало почти 90 лет. В память о своём настоятеле прихожане поместили на стене Свято-Успенского храма м.Шарковщина его портрет, выполненный на основе сохранившейся фотографии.

Начиная с 1995 года, по благословению бывшего тогда на Полоцкой епископской кафедре Преосвященного Глеба (Савина), 3 июня - в день памяти святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены, – в храме совершается праздничное богослужение в честь небесного покровителя отца Константина Жданова, на которое собираются многие жители Шарковщины, прибегая к его молитвенному заступничеству.

В 2008 году по благословению архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко) честные останки страдальца за веру были извлечены из-под спуда и помещены для поклонения в Воскресенском соборе г.Дисны. Подвиг веры отца Константина Жданова мог остаться никому неизвестным. Но Богу было угодно, чтобы его жизнь послужила примером и для других. И по сей день жители г.п. Шарковщина, особенно прихожане Свято-Успенской церкви, бережно хранят и передают эту историю из поколение в поколение.

4 июня 2011 года в храме Воскресения Христова г. Дисна Витебской области состоялся чин канонизации священника Константина Жданова в лике священномучеников, который возглавил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
За Божественной литургией Патриаршему Экзарху сослужили архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан, архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, викарий Витебской епархии епископ Друцкий Петр, епископ Гродненский и Волковысский Артемий, епископ Могилевский и Мстиславский Софроний, епископ Брестский и Кобринский Иоанн, епископ Туровский и Мозырский Стефан, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, викарий Гомельской епархии епископ Речицкий Леонид, викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин, Секретарь Минского Епархиального управления протоиерей Николай Коржич, духовенство Воскресенского храма, священнослужители из числа приглашенных гостей.
По малом входе Митрополит Филарет огласил определение Святого Синода Белорусской Православной Церкви о прославлении священномученика Константина Жданова.
Похвальное слово в связи с канонизацией священномученика Константина зачитал архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. По окончании богослужения Владыка Экзарх призвал всех верующих следовать подвигу новопрославленного угодника Божия и свято хранить память о нем.
Память священномученика Константина, пресвитера Шарковщинского, совершается 29 апреля - в день его мученической кончины, 3 июня - в день его церковного прославления, а также в день празднования Собора Белорусских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице).

Тропарь сщмч. Константину Жданову,
пресвитеру Шарковщинскому, глас 8

Верою и благочестием измлада воспитан,/добрый пастырь явися порученному стаду,/ во иереех мученик Твой, Господи, Константин,/ храм и приход непорочны в руце Твоей положи:/ ихже спасай всегда в мире,// молитвами Богородицы, Eдине Человеколюбче.
 

Кондак сщмч. Константину Жданову,
пресвитеру Шарковщинскому, глас 6

Блажен путь, имже шествовал еси, отче Константине,/ званию своему достойно служение совершая,/ от безбожных поругание и смерть приял еси,/ мученическим венцем украсився/ и цельбо носными мощами освятив землю Полотскую,/ за град и люди ходатай верен пребываеши;/ молися Богу о всех почитающих тя.

 

Величание сщмч. Константину Жданову,
пресвитеру Шарковщинскому

Величаем тя,/ святый священномучениче Константине,/ и чтим честная страдания твоя,// яже за Христа претерпел еси.
 

Молитва сщмч. Константину Жданову,
пресвитеру Шарковщинскому

О священномучениче отче Константине, верный пастырю стада Христова и Церкве Белорусския новый предстателю! Ты в вере и благочестии измлада воспитанный, путем евангельским шествовал еси и сподобился великаго служения священническаго, егоже проходил еси со страхом Божиим, благоговением и усердием, яко мудрый совершитель Таин Христовых, проповедник неленостный, наставник и врач духовный. Приход, тебе порученный, сохранял еси от соблазнителей века сего и, храм новый созда, поучал еси паству устрояти души и телеса своя в жилище Святаго Духа. Наставшим гонением от безбожных, не убоялся еси злобы сатанинския, и, яко добрый воин Христов, муки и смерть приял еси. Сего ради стяжавый дерзновение пред Господем, молишися Ему неотступно о спасении верных, вразумлении заблуждших, умягчении и обращении злых. И нас, почитающих страдания твоя, не остави своим предстательством, даруя вся полезная в веце сем, наипаче же достигнути блаженства во Царствии Небеснем, идеже с тобою и всеми святыми да сподобимся прославляти Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

 

 

Статистика по годам

- Сведения из Памятных книжек Витебской губернии (1861 - 1914)

- Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917 – 1990)

- Витебский мартиролог (1918 - 1952)

 

Подвиг веры

- Житие священномученика НИКОЛАЯ ОКОЛОВИЧА

- Житие святого исповедника веры ВЛАДИМИРА ЕЛЕНЕВСКОГО

- См. еще

Справочная литература, изданная до 1917 года

Читать далее