Развитие народного просвещения на территории Полоцко-Витебской епархии XIX-XX

 

Развитие народного просвещения на территории Полоцко-Витебской епархии (XIX-XX в.)

 

До 1864 года народным образованием занималось практически только духовенство, устраивавшее церковные школы во многих приходах, централизованный учет которых первоначально не велся, но впоследствии в Витебском уезде упоминались школы в Яновичском, Замшинском, Храповичском, Зароновском, Лосвидском, Лужеснянском; в Невельском уезде – в Краснобережском, Глабаевском, Кадоловском, Клиовникском, Плисском, Песчанском, Язно-Богородицком, Спастырском, Ракитинском, Новохованском, Лутнянском приходах; в Себежском уезде – в Колпинском, Дединском, Старокозловском, Куриловском приходах; в Городокском уезде – школы в домах причта существовали почти во всех приходах. Подобная картина наблюдалась повсеместно, за исключением уездов, в которых преобладало инославное население: Двинском, Люцинском и Режицком, хотя и здесь работали Шкельтовская, Новослободская и Ляудерская церковные школы.
Приходские школы чаще всего помещались в домах священников, псаломщиков и пономарей, в лучшем случае это была отдельная изба, выстроенная усилиями настоятеля церкви и за его счет в пределах его усадьбы. Классная мебель состояла из длинного стола, перед которым с обеих сторон стояли скамьи, на которые плотно усаживали детей, разделяя их на азбучников и вершников (читающих по верхам, без предварительного складывания букв). Обучением занимались священники, псаломщики, пономари, просфорни или другие лица, приглашенные священником, чаще всего родственники, не нашедшие другого места службы). Денег от казны такая школа не получала и только из церковных средств и добровольных пожертвований родителей детей оплачивался труд преподавателей, приобретались книги и письменные принадлежности, оборудовались помещения.
Учебная программа была несложной: ученики обучались молитвам, священной истории, катехизису, чтению, письму, счислению и церковному пению. Расписания уроков не было – предметы занятий и продолжительность урока определялись по усмотрению учителя, как правило, первые уроки отводились под Закон Божий. Занятия продолжались световой день, начинаясь  и оканчиваясь молитвой, читались также утренние и вечерние молитвы. Объем излагаемого материала определялся либо желанием родителей учеников, либо степенью подготовленности учителя.
Дело обучения начиналось со славянской грамоты: после тщательного усвоения славянского алфавита в течение года изучались слоги, затем начиналось чтение по верхам и заучивание слов под титлами. Только после этого учащиеся начинали читать гражданскую печать и обучались письму, бумага была дорога, поэтому писали немного. Изучались также арифметические действия с целыми числами и церковное пение, на слух. Лучшими школами считались те, в которых занимались сами священники.
С 1848 года стала оказываться помощь со стороны государства делу народного просвещения: министерство государственных имуществ стало открывать начальные школы для т.н. «государственных» крестьян. Этих школ было немного – по две-три на уезд, но они были хорошо обеспечены материально: устраивались отдельные школьные здания, учителя получали жалование 125 рублей в год, ученики за казенный счет содержались в общежитиях. По характеру обучения эта школа была также строго церковной – учителями в ней были преимущественно священники.
С 14 июня 1864 года все церковно-приходские школы и начальные школы министерства государственных имуществ были подчинены министерству народного просвещения и через двадцать лет уцелели только отдельные церковные школы, поскольку на их базе стали возникать школы нового типа – начальные народные училища министерства народного просвещения, в которых духовенство было отстранено от обучения грамоте детей своих прихожан.
Новая народная школы материально была обеспечена гораздо лучше, но уровень преподавания поначалу мог быть просто неудовлетворительным, когда учителем назначали отставного солдата – пьяницу и дебошира, отставного писаря – заядлого выпивоху и охотника, причем ученики могли исполнять роль гончих собак. Только с течением времени, благодаря немалой государственной помощи и развитию педагогики, качественно улучшилось преподавание в народных училищах. К 1884 году их было немногим более 150, что все же представлялось для полуторамиллионного населения в пределах епархии.
В 1880 году началось возрождение церковно-приходских школ, с большими усилиями духовенства в течение трех лет было открыто 22 школы. 13 июня 1884 года были утверждены «Правила о церковно-приходских школах», что значительно ускорило развитие церковных школ в Полоцко-Витебской епархии: только в 1884 году духовенством было открыто 20 новых школ, общее число которых достигло сорока четырех, из которых 43 представляли собой одноклассные церковно-приходские школы, а 1 – школу грамоты. В 1885 году было открыто еще 28 одноклассных школ, а к 1890 году в епархии насчитывалось 204 школы, из которых только две были двухклассными, 144 – одноклассными, а 58 – школами грамоты. В 1890-1895 гг. Общее число церковных школ увеличилось до 215, но число школ грамоты выросло более, чем в 8 раз – с 58 до 492. Именно этот тип школ оказался наиболее подходящим для сельского населения Витебской губернии, проживавшего небольшими поселками по 5-10 дворов, удаленными друг от друга иногда на значительные расстояния. Школы грамоты не требовали от учеников значительных затрат на обучение и проживания в общежитии, поэтому как правило крестьяне помогали духовенству в открытии школы, часто выступая инициаторами этого. В итоге, к 1905 году число школ грамоты достигло 640.
Но, начиная с 1906 года, Витебская дирекция народных училищ, действуя от имени министерства народного просвещения при материальной помощи земств, стало организовывать народные училища именно в тех населенных пунктах, где ранее были устроены церковные школы грамоты, число которых к 1909 году уменьшилось до 331. Одновременно сократилось выделение средств на оплату труда учителей школ грамоты и повышены требования к их подготовке.
Число церковно-приходских школ с 1895 года равномерно увеличивалось и достигло 273 к 1909 году, выросло и количество учащихся в них. Если в 1885 году в одной церковно-приходской школе училось в среднем 19 человек, в 1905 – 51 человек, а в 1909 – 41 человек на школу.
Первоначально учительские обязанности в возрожденных церковно-приходских школах исполняли члены причта: в 1885 году в 40 из 72 школ преподавали приходские священники, в 8 школах – псаломщики, в 24 школах – учителя из числа выпускников духовных семинарий и училищ. Через пять лет число профессиональных преподавателей превысило число преподающих членов причта: 315 против 4.

Учителя церковно-приходских школ

Годы

Число членов причта

С высшим и средним образованием

Имеющие звание учителя по экзамену

Имеющие звание учителя школы грамоты

Не имеющие звание учителя церковно-приходской школы

% правоспособных учителей в церковно-приходской школе

1885

48

24

-

-

-

-

1887

77

42

-

-

19

30

1890

46

82

7

-

13

60

1895

14

124

10

-

18

81

1900

8

191

24

-

4

95

1905

6

140

169

1

2

97

1908

4

193

116

4

2

97

 

Квалификация учителей в школах грамоты возросла только после учреждения в 1896 году в Полоцко-Витебской епархии второклассных школ, специально предназначенных для подготовки учителей, что существенно повлияло на качество преподавания в школах грамоты.

Учителя в школах грамоты

Годы

Число членов причта

С высшим и средним образованием

Имеющие звание учителя начальной школы по экзамену

Имеющие звание учителя школы грамоты

Не имеющие звание учителя

% правоспособных учителей в школе грамоты

1895

7

-

23

-

462

8

1900

1

11

-

52

523

13

1905

5

17

100

107

415

36

1908

2

11

45

128

149

55

 

В 1885 – 1895 гг. учителя церковно-приходских школ не получали определенного жалования за свой труд, получая пособие от епархиального училищного совета в среднем 30 рублей в год, к 1902 году размер учительского оклада был доведен до 240 рублей в год.
В школах грамоты до 1898 года учитель получал пособие от епархиального училищного совета в размере около 10 рублей в год и плату от учащихся  - 1 рубль в учебный год с ученика. В учебных заведениях министерства народного просвещения учитель имел оклад от 250 от 360 рублей в год. Несмотря на очевидное неравенство в материальном вознаграждении, церковно-приходские школы успешно конкурировали с министерскими по основному показателю – числу выпускников, успешно окончивших обучение:

1907 г.

Общее число учащихся

Число выпускников, выдержавших экзамены

% выдержавших экзамены к общему числу выпускников

Школы министерства народного просвещения

28020

2975

10,6

Церковно-приходские школы

11597

1641

14,2

 

По степени обеспеченности учебниками церковно-приходские школы заметно превосходили учебные заведения министерства народного просвещения, поскольку с 1887 года учебные пособия для церковно-приходских школ рассылались централизованно через училищный совет при Святейшем Синоде Российской Православной церкви. Если к 1905 году ситуация с учебниками в учебных заведениях министерства народного просвещения улучшилась за счет дополнительного финансирования от земства, то в отношении книг для внеклассного чтения церковно-приходские школы значительно вырвались вперед, насчитывая к 1908 году 328 библиотек при церковных школах, комплектовавшихся также централизованно, в том числе специальными подборками книг В.И.Шемякина «Приходская библиотека».

Разряды школ

С библиотеками

Без библиотек

Одноклассные министерства народного просвещения

61,5%

38,5%

Народные училища министерства народного просвещения

60,2%

39,8%

Церковно-приходские школы

92,8%

7,2%

Школы грамоты

22%

78%

 

С просветительскими целями при школах устраивались регулярные народные чтения. Хотя они проводились под руководством и контролем приходского духовенства, но все же были лишены облика официальности, обретя привлекательный вид домашнего собрания, и поэтому пользовались особой популярностью у сельского населения. Здесь оказались чрезвычайно полезными скромные школы грамоты, часто не имевшие даже собственного здания и кочевавшие по приходу из деревни в деревню.

1907 г.

Училища министерства народного просвещения

Церковно-приходские школы

Школы грамотности

Количество учебных заведений, организовавших народные чтения (% от общего числа)

30%

50%

51%

Среднее число народных чтений на одно учебное заведение

8,4

17,4

13,5

 

К началу ХХ века православное духовенство Полоцко-Витебской епархии, располагавшее сравнительно небольшими средствами для развития народного просвещения, смогло создать значительную сеть начальных учебных заведений, качество работы которых даже превзошло результаты аналогичных учебных заведений министерства народного просвещения, появившихся на 20 лет раньше и материально далеко не так стесненных, как приходское духовенство. Этот успех достался не случайным образом, а кропотливыми трудами приходских наставников, сильных духом и верой в Бога, а опыт преподавания в школе богословских и сугубо светских предметов во все времена может быть востребован последующими поколениями педагогов.